В чем суть законопроекта “Об обязательной продаже недвижимости, если она досталась в наследство долями сразу нескольким собственникам”.
Депутаты Госдумы готовят законопроект, который предусматривает обязательную продажу недвижимости, если она досталась в наследство долями сразу нескольким собственникам.
Для того чтобы договориться о том, кто будет единолично владеть имуществом, наследникам дают шесть месяцев. Затем, если не удалось договориться "полюбовно", недвижимость надо будет продать, а вырученные средства разделить между собственниками в соответствии с их долями.
Об этом радиостанции "Говорит Москва" рассказал один из разработчиков законопроекта — член комитета Госдумы по вопросам собственности Андрей Свинцов (ЛДПР).
Депутат уверен, что это позволит избежать семейных скандалов и мошеннических схем, когда один собственник, получая долю в квартире, начинает выживать оттуда остальных.
В эфире телекомпании "МИР 24" Свинцов пояснил, что, по его замыслу, заниматься реализацией недвижимости с аукциона станет нотариус по месту жительства, который ведет наследственное дело.
Внести законопроект на рассмотрение Госдумы депутаты планируют летом или осенью. По словам Свинцова, предстоит еще проработать массу документов: подготовить изменения в Гражданский кодекс РФ, законодательство о регистрации и понять, какие еще федеральные законы это затрагивает.
Какие проблемы возникают у собственников, принявших доли наследуемой недвижимости.
То, что такая проблема существует известно подавляющему большинству собственников долей в недвижимости, полученной в наследство, а также специалистам, которые работают в сфере недвижимости. В большинстве случаев, такая ситуация разрешается добровольной совместной продажей квартиры (дома) и разделом полученных денег. Но для этого необходимо согласие всех собственников. Если в рассматриваемой квартире до получения наследства никто из наследников не проживал и не был прописан, то, как правило, так и происходит.
Но, очень часто, в квартире, которая наследуется долями между ближайшими родственниками, проживает один (или несколько) из них. В этом случае возникает реальная проблема у наследников не проживающих в этой квартире, воспользоваться полученным имуществом. Чаще всего проживающие в квартире собственники продолжают пользоваться жилым помещением, а новые собственники числятся таковыми только номинально.
Предлагаемый законопроект направлен в первую очередь на защиту прав таких собственников долей недвижимости, а также на разрешение конфликтных ситуаций, когда некоторые родственники, вступившие в наследство, мотивируют свои дополнительные имущественные права некоторыми моральными обязательствами друг перед другом.
Ситуации возникают довольно сложные и запутанные, а очень часто и драматичные.
Что думают по этому поводу нотариусы.
Как подчеркивает Александр Сагин, начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты, существующая в России система наследования достаточно эффективно работает на протяжении уже 14 лет. И за это время зарекомендовала себя положительно, как сбалансированная и учитывающая потребности граждан.
Безусловно, соглашается Сагин, есть моменты, которые требуют доработки. Но именно доработки, а не разрушения сложившейся системы и создания новой. Хотя и проекты таких доработок также должны соответствовать реальным потребностям общества и конституционным правам граждан. Что же касается этой конкретной инициативы, то нотариальное сообщество выступает категорически против ее принятия. Потому что основная цель и задача нотариата — защита прав и законных интересов граждан, тогда как предлагаемый законопроект — прямое их нарушение.
— Дело в том, что большая часть недвижимости в нашей стране находится как раз в долевой собственности. Давайте разберем конкретный пример наследования недвижимости: в двухкомнатной квартире, стоимостью, скажем, 6 миллионов рублей, проживают мать, отец и двое детей. Квартира приватизирована на четверых. Умирает отец, остается трое наследников. При существующей системе доля отца будет распределена между ними, то есть раньше было у каждого по ¼ квартиры, а стало по 1/3. При этом семья продолжает спокойно проживать в квартире. Если же заработает предлагаемый законопроект, то проживающим в квартире супруге покойного и его детям придется недвижимость продать, а деньги или разделить, или купить другую квартиру, но опять же в долевой собственности. Каждый получит на руки по 2 миллиона. Можно ли купить на эти деньги квартиру? Вряд ли.
Кроме того, обращает внимание представитель ФНП, продажа предполагается в принудительном порядке. А между тем квартира может представлять не только материальную, но и духовную, фамильную ценность. И вот семью, много поколений которой живут в ней, вынуждают с этой ценностью расстаться.
Закон нужен, но не такой радикальный.
В чем-то прав и Александр Сагин. Но нельзя не видеть, что проблема в наследовании долей недвижимого имущества все же существует.
Тот случай, который привел Сагин, не должен попадать под действие нового закона, потому что он абсурден. Если в квартире проживает несколько близких родственников и умирает один из них, то у оставшихся просто увеличиваются доли в собственности на эту квартиру. Продавать ее бессмысленно и нелогично. Такая квартира после раздела долей между наследниками не становится проблемной.
Прежде всего, предлагаемый законопроект должен быть направлен на разрешение споров по проблемной недвижимости полученной в наследство. В первую очередь, это случаи, когда целый объект (а не какая-то отдельная его доля, что продемонстрировал в своем примере Александр Сагин) наследуется несколькими собственниками. Например, после смерти родителей вступают в наследство несколько их детей. Что является довольно распространенным случаем. Такая квартира (дом) может стать проблемной, а может и нет, в зависимости от того, выработают ли наследники согласованное и консолидированное решение. Беззаговорочно продавать ее в принудительном порядке наверное не стоит. Но, если один из наследников заявит, что он не удовлетворен порядком пользования и распоряжения полученной доли, то надо предоставить ему право требовать и исполнить принудительную продажу всего объекта.
Или такой очень распространенный случай, когда в квартире проживают родители и один из детей. После смерти родителей в наследство, кроме фактически проживающего (а часто и владеющего долей в квартире) ребенка, вступает в том числе, сын (или дочь), который в данной квартире не проживал и собственником до этого момента не являлся. Чаще всего, в силу сложившихся обстоятельств, он остается только номинальным собственником полученной доли в квартире, а проживать и фактически распоряжаться имуществом продолжает его брат (сестра).
Поэтому следует отметить, что закон о наследовании недвижимого имущества требует серьезных доработок. Может не таких радикальных, как предлагает Андрей Свинцов, но и однозначно утверждать, что такой проблемы не существует, тоже нельзя. |